Как семья Сергея Жигунова возрождает музей художника в Крыму
Местоположение
Дом-музей русского художника Константина Коровина в крымском курортном посёлке Гурзуф вновь начнёт работать 21 марта 2024 года. Об этом ForPost на эксклюзивных правах сообщила директор нового учреждения Виктория Жигунова, которая вместе с мужем, известным отечественным кинодеятелем Сергеем Жигуновым, полтора года работает над созданием музея великого живописца.
Гурзуфская «Саламбо»
Гурзуф в начале марта замер в ожидании курортного сезона. Мимо закрытых на зиму кафе и магазинчиков в направлении моря неспешно прогуливаются немногочисленные местные жители. Только внутри дома-музея Константина Коровина на улице Чехова,1 кипит работа. Рабочие наводят лоск перед открытием.
Более ста лет назад, в 1911 году знаменитый живописец по своему проекту построил над каменистым пляжем двухэтажную виллу под названием «Саламбо» в честь одноимённого балета в Большом театре по историческому роману Гюстава Флобера, для которого художник создал декорации.
Мастер планировал работать и отдыхать на берегу моря в кругу единомышленников.
«Здесь Константин Алексеевич провёл шесть плодотворных творческих лет. В этих стенах были и Шаляпин, и Рахманинов, и Куприн, и Мамин-Сибиряк, и Максим Горький — весь цвет российской культуры», — рассказала Виктория Жигунова.
Особенно частым гостем на вилле был певец и артист Фёдор Шаляпин, который нередко радовал друзей небольшими концертами.
Константин Коровин у входа в свою виллу.
После Октябрьской революции Константин Коровин не бывал в Крыму, а в 1922 году навсегда покинул Россию, обосновавшись во Франции. Советская власть национализировала «Саламбо» в Гурзуфе.
Долгие годы здание на улице Чехова, 1 принадлежало Союзу художников Украины, а после буквально пошло по рукам: комнаты были переоборудованы под номера для сдачи.
Тем временем, когда Крым стал российским регионом, Виктория и Сергей Жигуновы запланировали запустить на полуострове социальный проект, открыв базу для киносъемок. Для этого они обратились к властям республики с просьбой предоставить в аренду подходящее помещение. Им предложили занять комплекс зданий, в состав которого как раз входит вилла «Саламбо».
Кинопроект запустили в 2023 году. Как патриот Крыма и человек, проводящий на полуострове треть своего времени, Сергей Жигунов старается заводить в регион самые большие проекты. Например, многосерийный фильм «Три друга, клад и матрос Кошка», несмотря на неспокойную обстановку, решили снимать именно в Крыму. Благодаря этому удалось отремонтировать одно из зданий комплекса — бывший доходный дом при вилле. Именно здесь расположилась база для съемок фильма: места для размещения съемочной группы, мастерская по изготовлению реквизита и даже съемочная площадка — в помещении и рядом с ним отсняли несколько сцен.
«Мы оказались единственной съемочной группой, которая работала на территории Крыма летом 2023 года. Мне кажется, это важно. Ведь это и рабочие места — в кинопроцессе участвует много местных жителей, доходы поступают в бюджет республики», — отметила Виктория.
Музей Коровина состоит из комплекса зданий.
Параллельно с большим кино реализовывался и другой, не менее важный проект — создание музея художника.
«Когда мы впервые вышли из помещения виллы «Саламбо», то долго находились под гнетущим впечатлением, не понимая, как можно довести до такого состояния мемориальный дом. Ведь Константин Коровин — живописец даже не российского, а мирового масштаба. Конечно, так относиться к его наследию преступно», — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost.
Не в силах мириться с таким положением дел, Сергей и Виктория Жигуновы приняли решение восстановить бывший дом Коровина.
Долгая и кропотливая подготовка
К делу подошли серьёзно и основательно. Виктория поступила в вуз на музеолога, чтобы изучить, как устроены современные музеи. Параллельно команда звёздной пары стала готовить заявку на грант Фонда культурных инициатив.
«Желание и, честно говоря, необходимость получить дополнительные средства на создание музея были настолько огромными, что мы проработали заявку до мелочей — прописали в смете стоимость каждой лампочки и батарейки, и нам повезло! Мы очень благодарны президентскому Фонду культурных инициатив за поддержку проекта. Конечно, приходится вкладывать немало собственных средств. Особенно ценно, что Сергей делает это, несмотря на то, что проект никак не связан с его собственной карьерой и профессиональными интересами», — говорит Виктория.
Примечательно, что создатели нового музея составили портрет будущего посетителя. Для этого был проведен масштабный социальный опрос среди гостей Гурзуфа. Туристам предложили ответить на следующие вопросы: чего бы они хотели от местного учреждения культуры; что их, наоборот, раздражает; кто в семье обычно ведёт всех в музей. На основе ответов доработали экспозицию.
Виктория Жигунова участвует в восстановлении музея Коровина.
Также удалось заручиться поддержкой коллег. В частности, Государственная Третьяковская галерея по просьбе Виктории Жигуновой подготовила максимально точную биографию художника. По словам собеседницы, получился полноценный научный труд.
«Константин Алексеевич был выдающимся рассказчиком, но нередко приукрашивал свои истории — такой очаровательный барон Мюнхгаузен. Поэтому, когда начинаешь сопоставлять его рассказ с фактическими событиями, нередко выходят нестыковки. Но мы опирались на работу Третьяковской галереи — летопись жизни Коровина, — объяснила директор. — Так что теперь мы совершенно точно знаем, в какие месяцы он жил в Гурзуфе и над чем работал».
Вооружившись этими знаниями, Виктория Жигунова приступила к разработке концепции будущего музея Коровина.
Четыре комнаты
Через несколько недель, 21 марта состоится открытие музея для всех желающих. Для посетителей подготовлено четыре зала с разными тематическими экспозициями. Музей будет говорить с гостями дома голосом Сергея Жигунова — именно он записал экскурсию по помещениям виллы, хотя также будут работать и экскурсоводы.
Сергей Жигунов озвучил аудиоэкскурсию по музею Коровина.
Сначала гости окунутся в детство и годы учёбы художника. После этого откроют для себя работу Константина Коровина в театре.
«Константин Алексеевич был выдающимся театральным художником. Очень многое он сделал впервые: у него был совершенно новый подход к костюмам — артисты вначале не принимали эти костюмы, рвали их. Не нравились и декорации, не похожие на привычные в то время: недоброжелатели подсыпали в краску соль, чтобы рисунки не застывали. Противостояние было таким сильным, что одно время Коровин ходил на работу в театр с револьвером в кармане», — напомнила эту деталь биографии художника Виктория Жигунова.
Для гурзуфского музея по эскизам Коровина художник по костюмам в кино и искусствовед Мария Юреско создала наряд Саламбо — героини, в честь которой названа вилла. А создатели телесериала «Шаляпин», в котором много внимания уделено Коровину, предоставили часть реквизита. Например, костюм Александра Яценко, в котором он играл роль художника.
В следующем зале, посвящённом жизни художника в Гурзуфе, посетители увидят репродукции картин, написанных именно здесь, на ЮБК, и познакомятся с литературным творчеством Константина Коровина. Сюрпризом для гостей станет живое свидетельство происходившего на вилле «Саламбо» в начале XX века: благодаря коллегам-музейщикам удалось найти внучку женщины, которая гостила у художника до революции и сохранила яркие подробные воспоминания об этом.
По доброте душевной
Прогулка по экспозиции будет завершаться в комнате, которую художник неоднократно изображал на полотнах — здесь воссоздана обстановка знаменитого интерьера. В подборе будущих экспонатов создателям музея частенько сопутствовала невероятная удача. К примеру, по счастливому стечению обстоятельств на интернет-аукционе удалось купить раритетный экземпляр книги Густава Флобера «Саламбо».
«Издание выпущено при жизни Константина Алексеевича, и мы, конечно, хотели его купить, но понимали, что сейчас начнутся торги, и ставки на лот взлетят. Однако нашему управляющему директору удалось каким-то образом уговорить организаторов аукциона не выставлять книгу и продать нам по начальной цене. Это почти невозможно, но так было», — призналась с улыбкой собеседница.
Подобные истории случались и с другими предметами, ставшими экспонатами, например, с бюстом Шаляпина работы легендарного скульптора Льва Разумовского.
Что дальше?
Музеем Константина Коровина и кинопроектом супруги Жигуновы не ограничатся.
«К нам часто подходят местные жители и говорят, что, мол, ходят разные