Почему детским и спортивным площадкам не место в парках Крыма — мнение архитектора
Местоположение
Одним из практически обязательных элементов этих преобразований стали площадки для детей, спортсменов, инвалидов. Однако у воплощения этих благих намерений могут быть в перспективе неочевидные негативные последствия.
Такое мнение высказал зампредседателя рабочей группы по экологии и градостроительству Общественного Совета Симферополя, крымский архитектор Максим Пивоварчик, выступая на круглом столе «Парки Крыма: как сохранить природное и историко-культурное наследие», организованном Крымской Республиканской Ассоциацией «Экология и мир».
Площадок много не бывает
Если бы 20-30 лет назад у человека спросили, как должен выглядеть сквер или парк, то у него сразу в голове возникал примерно такой образ: деревья, дорожки, лавочки и фонари. Об этом напомнил Максим Пивоварчик.
«Если мы сейчас зададим тот же вопрос обывателю — не профессионалу и не архитектору, то благодаря программе «Формирование комфортной городской среды (КГС)» и другим современным тенденциям, наш собеседник представит следующее: две-три детских площадки, спортивная площадка, батут, мини-аттракционы для детей и верёвочный парк», — сообщил архитектор.
На «круглом столе» по сохранению парков и скверов Крыма.
Ярким примером такого засилья искусственных объектов в зелёной зоне Максим Пивоварчик назвал благоустройство симферопольского сквера имени 50-летия СССР общей площадью всего 1,6 гектара, которое было произведено в конце 2022 года.
«В итоге в этом сквере превышена допустимая площадь искусственного покрытия в два раза: по норме в любом парке должно быть под озеленением не меньше 70% территории, — напомнил архитектор. — Городские управленцы, в том числе и архитекторы, должны хорошо представлять, что следует за их решениями».
Этот случай, увы, не единичный. Как писал ForPost, все больше чуждых природе объектов появляется и в главном парке столицы — Гагаринском. Недавно жители Симферополя возмутились появлением ещё одной детской площадки и в самом крупном в столице Гагаринском парке. Новую игровую зону установили рядом с парком аттракционов и несколькими существующими детскими площадками.
Кроме этого, год назад горожане выступили в защиту другого симферопольского сквера имени Тренёва, когда стало известно, что зашедший в Крым ПАО «Сбербанк» намеревается разместить свой офис прямо на одной из куртин. К счастью, тогда крымские власти и российский банк прислушались к горожанам: зелёную зону удалось сохранить, а для офиса выбрали здание уже существующего торгово-офисного центра.
Подмена понятий
Примечателен и другой нюанс: парки и скверы в городах Крыма часто сокращаются в размерах за счёт площадок по решению самих жителей, хотя и ненамеренному. По мнению архитектора, это следствие перемещения функциональных зон, которым на самом деле место возле жилой застройки, но которые там по разным причинам не были организованы.
«В большинстве наших МКД можно наблюдать общую картину: запаркованное машинами пространство, крошечная детская площадка с одной горкой и качелями. При этом дворы многоэтажек, построенные в советские годы, как правило, хорошо озеленены, а новостройки «украшены» редкими молоденькими саженцами», — отметил Максим Пивоварчик.
В новых кварталах озеленению уделают катастрофически мало внимания.
Поэтому когда на общественных обсуждениях жителям таких дворов задают вопрос: «Что бы вы хотели видеть в сквере или парке после ремонта?», то они выбирают именно то, чего нет у них возле дома: мамочки с малышами — большую детскую площадку, молодёжь — спортивную площадку, владельцы собак — место для тренировки их питомцев, а те, у кого нет во дворе нормальной парковки, голосуют за места для автомобилей в парковой зоне. В результате вся инфраструктура перемещается в совсем не подходящие для этого зелёные зоны.
«Дело в том, что территория МКД — это частная территория, поэтому жильцы по закону могут принять решение и, к примеру, обнести её забором и поставить внутри, что угодно. А сквер и парк — это общественное пространство, доступное для всех, — подытожил свои слова Максим Пивоварчик. — Но сейчас частные интересы выдавливают общественные, и все элементы, которые по нормам должны быть в МКД, перекочёвывают в парки».
При этом, по данным архитектора, в градостроительных нормативах нигде не указано, что в зелёной зоне обязательно должны находиться детские, спортивные и другие площадки. Это «полностью ментальный процесс», подытожил выступающий.
Место для дум
Успешные примеры грамотного и бережного благоустройства парка или сквера в Крыму, по мнению Максима Пивоварчика, найти сложно. Однако в других регионах России есть реализованные проекты, на которые можно было бы равняться. В качестве примера крымский архитектор привёл недавнюю реконструкцию старинного Демидовского сада в самом сердце Ярославля.
«Если проанализировать, что было изначально, что добавлялось в разные исторические этапы и что стало сейчас при современном благоустройстве, то мы не заметим большой разницы. Здесь не появилось ни одной детской или спортивной площадки! — подчеркнул специалист. — Главный архитектор Ярославля, когда рассказывал о функциях данного сквера, сказал: “Это место для дум”. Мне кажется, это очень хорошо характеризует одно из главных назначений общественных озеленённых пространств. Здесь можно гулять, думать, отдыхать, получая психологическую разгрузку, а не перемещаться из одного интенсивно урбанизированного места в другое».
Похожее мнение в разговоре с ForPost недавно высказал доцент кафедры культурологии Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Синичкин. По его опыту, уголки природы в городе гармонизируют человека, снижая у него уровень психозов и неврозов.
Свободным от человека местом в парке Гагарина остаётся остров посреди пруда.
Однако в крымских муниципалитетах площадь парков и скверов не только сокращается за счёт новых объектов. Безжалостно и не всегда аргументированно деревья или вырубаются — например, аллея лип в сквере Тренёва в Симферополе, — или бездумно кронируются, превращаясь в голые столбы, как совсем недавно произошло в симферопольском парке имени Шевченко.
Пелагея Попова.
Фото: автора, Марии Карташовой, Наталия Назарук|ForPost