Золотые дни для Ялты: как проходил бархатный сезон в дореволюционной России
Местоположение
Что вкладывали в это понятие наши предки, мы выяснили, перечитав старую публицистику и художественную литературу.
Следуя за модой
Выражение «бархатный сезон» появилось в дореволюционной России. Мы привыкли связывать это понятие с началом осени. Но изначально оно относилось к концу весны: тогда весь двор во главе с царской семьёй переезжал из Петербурга в Крым и менял меховые одежды на бархатные. В рассказе Александра Куприна «Винная бочка», увидевшем свет в 1914 году, читаем: «Бархатный сезон! Это золотые дни для Ялты, да, пожалуй, и для всего крымского побережья. Он продолжается не более месяца и обыкновенно совпадает с последней неделей Великого поста, с Пасхой и фоминой неделей».
Классик рассказал и о том, с какой целью многочисленные путешественники стремились в Крым: «Одни приезжают для того, чтобы избавиться от печальной необходимости делать визиты; другие – в качестве молодожёнов, совершающих свадебную поездку; а третьи – их большинство – потому, что это модно, что в это время собирается в Ялте всё знатное и богатое, что можно блеснуть туалетами и красотой, завязать выгодные знакомства».
С милой бесцеремонностью
Знатная «бархатная» публика, по словам Куприна, была довольно расточительна: «В это время уже не торгуются с татарами, а просто нанимают верховых лошадей и проводника на весь сезон. О ценах никогда не спрашивают. Заказывают заранее по телеграфу несколько комнат в самых шикарных отелях и сыплют золото горстями налево и направо с такой милой бесцеремонностью, точно играют морскими гальками».
Конечно, всё это можно было запросто списать на творческий вымысел. В конце концов, «Винная бочка» – рассказ художественный. Но слова писателя полностью подтверждают современники. С той лишь разницей, что бархатным сезоном постепенно начинают именовать сентябрь. В 1950-х годах прошлого века «Крымская газета» (а называлась она тогда «Курортной газетой») опубликовала небольшую заметку ялтинского старожила. Он писал: «В Ялте живу с 1894 года. С тех пор до 1914 года, когда меня забрали в армию, довелось видеть много бархатных сезонов в старой Ялте. Сюда главным образом приезжали представители имущих классов. Среди них было много князей, графов, высших сановников, царских генералов, фабрикантов, помещиков, чиновничьей верхушки. Мне самому приходилось видеть на ялтинской набережной лиц царской свиты, эмира бухарского, владельца урочища Селям Орлова-Давыдова, великих князей, которым принадлежали Дюльбер, Харакс и другие богатейшие поместья. Почти каждый день проезжали кавалькады разряженных «амазонок». Иногда, поднимая клубы пыли, катил на автомобиле какой-нибудь вельможа или, гикая, гнал в экипаже загулявший купчина. В сентябре, когда особенно много приезжало такой привилегированной публики, город полнился слухами о кутежах. Чаще всего они проходили в ресторанах-поплавках, в гостиницах «Франция», «Марино» и других. Частенько пьяные компании выезжали с глаз подальше, куда-либо к водопаду или в лесничество».
Вечер в городском саду
Советовал отложить крымские каникулы на осень и путешественник XIX века К. Жуков. В своём сочинении «Заметки в пути на Южный берег Крыма», изданном в Петербурге в 1865 году, он отмечает: «Чем чаще случается купаться, тем более желания продолжать. В начале августа в Петербурге мало или вообще нет охотников купаться, а в Ялте и других местах на Южном берегу Крыма лучшие месяцы для купания – сентябрь и октябрь, и даже ноябрь, но не всегда. В эти месяцы созревает виноград и вообще обилие фруктов».
Ну и, конечно же, бархатный сезон всегда сопровождался насыщенной развлекательной программой. Например, в той же Ялте в конце сентября традиционно проводились многодневные гулянья, посвящённые сбору винограда. Вот как в 1909 году описывала этот праздник газета «Московские ведомости»: «Город украсился флагами. Торжественное шествие следовало по набережной, изображая историю Крыма; дефилировали скифы, греки, турки, татары; группа,
изображающая Россию, колесница производств Крыма, группа малороссов, затем состоялась баталия цветов, а вечером в городском саду гулянье и иллюминация. На шествие смотрели пребывающие здесь великие княгини и великие князья».
Мария САВИНА.