Вакансии
  • Копирайтер (демо) 1 месяц назад
ru en de fr pt es it zh ar nl sv

Память одного из «строителей» референдума в Крыму почтут в юбилей Русской весны

Местоположение

Память одного из «строителей» референдума в Крыму почтут в юбилей Русской весны
Крымские патриоты отстаивали свои права в украинский период истории региона. Мемориальный кабинет заслуженного деятеля искусств Республики Крым, поэта и одного из основателей «Русской общины Крыма» Владимира Терехова откроется 18 марта.

В помещении Союза писателей Крыма в Симферополе каждый сможет познакомиться с работами крымчанина, благодаря многолетнему подвижническому труду которого стал возможен референдум и возвращение Крымского полуострова в состав России.

Воспоминаниями об ушедшем в 2016 году «строителе» Русской весны поделились с ForPost коллеги и соратники Владимира Терехова.

Из геолога в поэты

В 1937 году в семье школьных учителей из села Каралез (ныне Войково Ленинского района) под Керчью появился на свет мальчик, которого назвали Владимир.

Счастливое детство ребёнка оборвалось в один миг, когда Крымский полуостров стали бомбить немецкие фашисты — началась Великая Отечественная война. Семья Тереховых смогла эвакуироваться на материк, но жизнь в сложное для страны время не была сладкой. Да и позже, когда мир вернулся на территорию Крыма, легче не стало: города и сёла лежали в руинах.

«В школьные годы жил в сёлах Желябовке и Ломоносово. Десятилетку заканчивал в Нижнегорском (каждый день по степи 7 километров туда и 7 обратно)», — говорится в биографии Владимира Терехова на сайте ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко.

Поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, юноша решил связать свою жизнь с одной из самых мирных сфер деятельности, поступив в Крымский сельскохозяйственный институт имени М.И. Калинина. Полученные в вузе знания закреплял на практике, начав трудиться на Крымской опытной садоводческой станции в совхозе «Виноградный». Позже перешёл на должность почвоведа, а затем геолога в крымский филиал института «Укрземпроект». Благодаря рабочим заданиям Владимир Терехов обошёл пешком практически весь Крым, занимаясь картированием почв и геологической разведкой.

Именно природа родного края вдохновила молодого человека взяться за перо. Овладев словом, начинающий автор стал публиковать свои стихи в местных газетах и журналах.

Со временем поэзия всё больше захватила Владимира Павловича: когда увидел свет его первый сборник стихов «Здравствуй, поле», он уже учился заочно на факультете поэзии в Литературном институте имени Горького в Москве.

крым симферополь Владимир Терехов портрет русская община русская весна референдум

Владимир Терехов. Фото из семейного архива Н.П. Тереховой.

Получив диплом литератора, Владимир Терехов полностью отдал себя творчеству: он стал автором 22 книг, включая 12 поэтических, выступал как переводчик стихов с языков славянской группы. Параллельно крымчанин работал редактором в книжном издательстве «Таврия», был принят в Союз писателей СССР, стал ответственным секретарём Крымской организации Союза писателей Украины.

По воспоминаниям его вдовы Натальи Тереховой, опубликованным на сайте библиотеки имени Франко, в эти годы Владимир Павлович много путешествовал. С творческими командировками он побывал практически во всех уголках Советского Союза, выступая перед слушателями в Закарпатье и на Камчатке, в Литве и Забайкалье. Также выезжал за рубеж: в Данию, Германию, Югославию, Шри-Ланку, Вьетнам, страны Африки.

крым симферополь Наталья и Владимир Тереховы книга Брега полуденной Тавриды русская община русская весна референдум

Наталья и Владимир Тереховы (из книги «Брега полуденной Тавриды»).

Однако беспокойство за природу родного Крыма побудило Владимира Терехова отложить перо поэта и взяться за рупор экологического активиста.

Экология и мир

Член президиума «Русской общины Крыма» Александр Шевцов познакомился с Владимиром Тереховым в 1974 году, когда поэта пригласили выступить перед коллективом школы №12 в Симферополе.

«Владимир Павлович поднял тему, которую поначалу не сразу все восприняли: тогда экология ещё не звучала. А он говорил о состоянии крымской природы, о флоре и фауне. У некоторых даже улыбку вызвало, когда он упомянул о крымских зайчишках», — поделился впечатлениями от первой встречи собеседник ForPost, который в ту пору преподавал школьникам историю.

Однако улыбки слетели с лиц слушателей, когда к концу встречи они осознали масштаб и тревожные перспективы поднятых литератором проблем.

В 1983 году отец Александра Шевцова, работавший в областном отделе архитектуры и строительства, принёс с работы домой так называемую «синьку» — откопированный текст синими чернилами. Шевцов-старший стал взволнованно рассказывать родным о проблемах застройки ЮБК, размахивая листами бумаги в руках.

«Вот, говорит, человек написал книгу, а её рассыпали, то есть запретили почти готовый тираж, а ведь там всё справедливо написано, — поделился подробностями давней беседы с отцом собеседник и добавил от себя. — Я не знаю, как эта синька попала к отцу, но очевидно, что тогдашний главный архитектор Виктор Мелик-Парсаданов был заинтересован в вопросе и раздобыл копию рукописи для подчинённых».

Речь шла о первой книге «За перевалом перевал» Владимира Терехова. По словам Александра Шевцова, страницы содержали не пустые обвинения, а конструктивную критику решений партии и варианты предотвращения потенциальных экологических проблем. Это была попытка привлечь внимание общественности к этой теме.

крым русская община протесты крымская аэс щёлкино экология

Демонстрация против строительства АЭС в Щёлкино (из архива КРА «Экология и мир»).

Когда чиновники дали добро на постройку АЭС на территории Крыма в конце 1980-х годов, Владимир Терехов понял, что печатного слова будет недостаточно, и вывел людей на улицу.

«Для него как бывшего геолога было очевидно, что первое серьёзное землетрясение может закончиться экологической катастрофой, превышающей по размеру ущерба Чернобыль на Украине, ведь Керченский полуостров находится в зоне крупного сейсмического разлома», — пояснил Александр Шевцов.

Тогда Владимир Терехов основал общественную организацию «Экология и мир», которой удалось поднять крымчан и заявить решительное «нет!» новому объекту у мыса Казантип: стройку законсервировали. По словам собеседника, к нему приходили тысячи писем поддержки от рядовых жителей.

На защите крымчан

К этому времени Советский Союз прекратил существование. На географических картах появились новые государства, однако не все граждане новообразованных стран приняли такие перемены.

Именно это и свело более тесно Александра Шевцова и Владимира Терехова в 1993 году, когда несогласные с политикой Украины крымчане решили заявить о себе, создав объединение русскоязычных жителей полуострова. По словам собеседника ForPost, был поставлен вопрос о необходимости защиты русского населения, поскольку к этому времени стало понятно, что нельзя сидеть сложа руки. Угроза исходила как из Киева, так и от внутренних сил в республике.

«В 1992 году я лично был свидетелем того, как меджлис* крымскотатарского народа (экстремистская организация, запрещённая на территории России — Прим.) устроил погром в здании Верховного Совета республики, меня чуть не смели», — рассказал активист.

Позже, регистрируя новую организацию, активисты задумались о её названии. Многие предлагали название «Российская община Крыма». По словам Владимира Терехова, именно община ещё со времён древней Руси была спасательным кругом взаимной поддержки и выручки, а также способом общими усилиями решать проблемы индивида — именно этого стало не хватать русским крымчанам после 1991 года. Александр Шевцов при этом предложил литератору уточнение: не российская, а русская община. Тот согласился, и позже озвучил этот вариант, на котором в итоге и остановились.

крым симферополь русская община владимир терехов митинг русская весна референдум

Борьба за Россию длилась годами (из книги «Брега полуденной Тавриды»).

Собеседник ForPost с первых дней вошёл в руководство «Русской общины Крыма» (РОК) и бок о бок трудился с Владимиром Тереховым.

«Владимир Павлович очень часто ездил в Москву, где пытался найти людей, которые могли бы нам помочь. К сожалению, заручиться поддержкой на самом верху тогда не получалось, а те чиновники, что находились внизу и с кем общались, смотрели на нас с опаской: «Россия не хочет ссориться с Украиной, кто вам там мешает?!». То есть наших проблем не видели или не хотели видеть», — с горечью вспоминает общественник.

При этом, по его словам, Владимир Терехов проявлял удивительную настойчивость и деликатно, но твёрдо пытался донести идеи крымчан, чтобы всё-таки найти понимание в Москве. И ему это удавалось — к примеру, с подачи РОК на средства российских грантов был открыт в Симферополе Русский культурный центр, на базе которого появилась хорошая библиотека, проходили встречи и занятия.

Кроме этого, под руководством Владимира Терехова в республике выходила газета «Русский мир», на страницах которой впервые были напечатаны поднятые из архива Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к Российской империи и малоизвестное тогда письмо Григория Потёмкина государыне, в котором он объяснял необходимость присоединения Крымского полуострова, Тамани к империи.

Также Владимир Т

Источник новости:
45
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Читайте нас в Telegram